В тылу врага


...Подчинить себя самому важному:
Всё для фронта и всё для победы - 
С этой мыслью работали слажено,
С этой мыслью сражались отважные,
Одолели врагов наши деды.

Целым миром с фашистами сладили,
Вдруг своё ощутили всесилье.
Став друг другу в победе той братьями, 
Вместе плакали  все над утратами
И мечтали о жизни красивой...

Людмила Котова

  Тамбовская область не подвергалась оккупации, а прифронтовой она оказалась только спустя полгода, тем не менее и к ней относилось одно из указаний важной директивы. «Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, разъяснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение, организовать охрану заводов, электростанций, мостов, телеграфной и телефонной связи, организовать борьбу с дезертирами». Эту директиву проводили в жизнь и в нашем районе.
Зайченко Е.П. в годы войны работала заворготделом Инжавинского райкома партии и являлась одним из организаторов тружеников района по оказанию помощи фронту, эвакуированным и семьям погибших воинов.
Крылова Мария Васильевна – секретарь Инжавинского райисполкома возглавляла комиссии по сбору теплых вещей для фронта.
Ломовцева А.П. в трудные годы работала секретарем Красивского РК ВКП (б) по пропаганде.
Среди населения нашего района получило широкое развитие движение по сбору средств на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник», эскадрильи самолетов, а также сбор теплой одежды и подарков для бойцов. Много сил и энергии было затрачено на эту работу. Документы рассказывают о сдаче населением облигаций Госзайма в фонд обороны и сборе средств. Вот несколько примеров из хроники по Инжавинского району.
«Трибуна колхозника», 12 января 1943 г. «Стремясь всеми своими силами, помыслами и делами помочь фронтовикам в деле разгрома врага, А.Г. Киселев, председатель колхоза «Сознание», Калугинский с/совет внес в Госбанк 56 000 рублей на приобретение грозных машин. Председатель колхоза им. Тимошенко, Трескинского с/совета П. И. Симаков отчислил от своих трудовых сбережений для Красной Армии  10 000 рублей.
Очень многие колхозники внесли по 1,5 тыс. рублей. Все это говорит о том, что у наших колхозников одно стремление – как можно быстрее разгромить врага, а поэтому они отдают все для фронта, все для разгрома врага.
Всего по нашему району колхозники подписались на строительство самолетов 2 150 000 рублей и уже внесли наличными 1 500 000 рублей».
«Трибуна колхозника», № 1, 1 января 1943 г. «Вклад медицинских работников». С большим подъемом встретили медицинские работники города и района обращение медработников города Тамбова о постройке для Красной Армии санитарных самолетов «Тамбовский медработник» и постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР о повышении зарплаты медицинским работникам.
Во всех учреждениях прошли митинги и собрания, посвященные этим вопросам. … Медицинские работники единодушно решили поддержать замечательный почин Тамбовцев. Уже собрано 67 800 рублей. Врачи Глазков, Поминова, Демидова отдали свой полуторамесячный заработок. Работники Рамзинского фельдшерского пункта внесли наличными месячный заработок. Сбор средств продолжается. Зав. райздравом Е. Черменская.
Документ № 46 стр. 103. Из хроники по Инжавинскому району: «Трибуна колхозника, № 72, 15 ноября 1942 г. Трудящиеся района горячо поддержали замечательный почин колхозов Избердеевского района по сбору средств на построение танковой колонны.
Председатель колхоза «Сознание», Калугинского с/совета, А.Г. Киселев внес на построение танковой колонны 3 000 рублей и 1.5 ц картофеля.
По сбору средств на построение танковой колонны впереди всех идет Шумиловский с/совет (председатель тов. Строганова). Трудящиеся Шумиловского с/с уже внесли 76 809 рублей наличными. Сбор денег на построение танковой колонны продолжается.
В газетах военных лет можно встретить сведения о том, что население заботилось о воинах Красной Армии и посылало подарки на фронт. В любовно упакованных пакетах бойцам отправляли папиросы, махорку, мыло, конфеты, печенье, пряники, носки, носовые платки, полотенца, бритвенные приборы и даже гармонь.
Во многих пакетах – коллективные и индивидуальные письма с просьбой, как получат подарок написать ответ. Вот несколько строк из таких писем: «Дорогой боец, как получите подарок, напишите нам по адресу…»
«Дорогие, родные, братья и сыны! Знайте, что мы работая в тылу в любую минуту готовы встать с оружием в руках рядом с вами и громить гадов, 23 августа 1941 г.»
Всего в годы войны в Красную Армию было передано 10 535 теплых вещей, в том числе 196 полушубков, 950 валенок, 2633 пары перчаток и варежек, большое количество меховых жилеток и других вещей.
Трудящиеся района внесли на строительство танковой колонны 1 млн. 900 тыс. рублей, на строительство эскадрильи 13 млн. 40 тыс. рублей. Личную благодарность от председателя Государственного Комитета обороны И.В. Сталина получил председатель колхоза «Сознание» Киселев, внесший из личных сбережений 6 тыс. 500 рублей на строительство танков.
Поистине героическим был труд наших земляков в тылу. Многие девушки и молодые солдатки отправились на рытье окопов и противотанковых рвов в Курскую, Смоленскую, Воронежскую и другие области.
В селах и деревнях сразу сделалось пусто – остались одни старики и женщины и детьми. Но жизнь не остановилась, не замерла. Работы в полях продолжались. Оставшиеся заменили ушедших на фронт.
Комсомольцев и школьников направляли работать на ток и на вывозку хлеба государству. Комбайнеры работали практически круглосуточно. Зерно от комбайна на элеватор возили на быках (волах) мальчишки и девчонки, а ночью – женщины.
В Ивановском сельском Совете тракторной бригадой руководил Володя Селезнев, которому было всего 16 лет, а прицепщиками у него были ребятишки 10-12 лет.
А сколько было таких детей, которые не жалея себя, трудились наравне со взрослыми, помогая фронту. Работа в тылу в военные годы требовала порой не меньше мужества, физических и нервных сил и напряжения, чем на полях сражений.
Однако в этих сложных условиях люди делали все возможное, чтобы дать стране больше хлеба, обеспечить бойцов продуктами питания и одеждой.
Вот как вспоминают об этом времени сами очевидцы. Попова Мария Петровна, уроженка с. Паревка: «Война застала меня одиннадцатилетним ребенком. Я плохо понимала, что такое «война», но знала, что произошло что-то страшное. Мама часто плакала. Она нам сказала, что теперь нам жить будет очень трудно, что отец наш на фронте. Ему там тоже очень трудно и мы должны ему помогать. Нам придется много работать. Так это и было. С ватагой таких же подростков ходила полоть просо. От осота мои руки были усеяны маленькими иголками, и когда я ложилась спать, они горели огнем. Во время уборки урожая женщины и старики косили рожь, а мы вязали ее в снопы. Не у всех это получалось. Снопы то и дело развязывались, а мы вязали их снова и снова. 52 снопа, уложенные рядками, образовывали копну. Самим маленьким тоже находилась работа. Они бегали по полю и собирали все до единого колоска. Нам всем очень хотелось есть, но никто не осмеливался положить в рот даже маленькое зернышко. Я была очень хрупкой девочкой, но не боялась возить на быках солому в колхоз.
… На фронт отсылали разное. Мне нравилось не просто шить кисеты, как это делали в каждом доме, а я любила их вышивать. Мама наша часто выпекала для фронта ржаные пышки, а старшие сестры вязали перчатки».
Война явилась суровой проверкой всех жизненных сил человека. И эта проверка была с честью выдержана. Стране и Армии нужны были не только боевые машины, топливо и снаряды, но и конные жатки, сноповязалки, серпы и косы – все было пущено в ход. Родина получала хлеб и продукцию для нужд войны и промышленности.
Свой вклад в дело победы над врагом внесли и медики нашего района. Здания Инжавинской средней школы, поликлиники и Карай-Салтыковской участковой больницы были переоборудованы под военные госпитали, в которых находились на излечении раненые воины Красной Армии.
Среди медперсонала военных госпиталей были и наши земляки – врачи Шарапов И.П., Черменский В. Я., медсестры Черменская Т.П., Метропольская Е.М., Куприянова З.М.
В Инжавино в 1943 г. был образован эвакогоспиталь № 5895. Он размещался в двух зданиях: для тяжелораненых отделение находилось в районной больнице, а третье и четвертное отделение в средней школе (ныне ИСШ № 2). Тут же находился и штаб госпиталя. Начальником был Александр Петрович Рвачев, заместитель по политчасти  - Григорий Хильченко, главный хирург - Гладыш. В четвертом отделении начальником была Нина Алексеевна Слепченко.
Медсестрами работали Катерина Бархотова, Нина Лоева, Тамара Никитина, Таисия Ванина, Лидия Антишкина и др.
Из воспоминаний Г. Суслиной, которая после окончания курсов медсестер работала во вновь организованном госпитале № 5895 и принимала участие в его создании. «Приходилось делать подчас не вполне посильную для нас, молодых, работу. А у нас не только медсестры, но и санитарочки были совсем молоденькие! Мы все работали по двое суток, а иногда оставались после дежурства разгружать прибывший эшелон с ранеными. Не замечали усталости, старались как можно лучше содействовать выздоровлению раненых бойцов, согревали их теплом своих сердец.
Многие и многие бойцы после излечения в нашем госпитале возвращались снова в строй, мы получали от них письма с благодарностями. И так было радостно на душе от этих писем, что хотелось еще лучше работать, больше уделить внимания и душевной теплоты нашим раненым бойцам, которые не жалели жизни защищая нас».
Для оказания помощи раненым много доброго делали шефы, которые приходили в госпиталь. Из средней школы с концертами выступали учителя и ребята. Также посещали раненых работники мельницы, элеватора и других организаций района. Каждый житель хотел внести свою лепту в быстрейшее выздоровление наших солдат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий